Техобслуживание автомобиля своими руками: что можно сделать самостоятельно?
Регулярное техническое обслуживание — залог долгой и безотказной работы автомобиля. Однако частые визиты на СТО могут существенно ударить по карману. Чтобы сэкономить, многие автовладельцы предпочитают часть работ по ТО выполнять самостоятельно. Рассмотрим, какие именно процедуры по силам сделать своими руками в гараже.
Замена моторного масла и фильтров
Одна из самых простых и в то же время важных процедур ТО — замена моторного масла и масляного фильтра. Масло необходимо менять строго по регламенту, обычно каждые 8-10 тыс. км пробега. Для этого понадобится:
- Новое масло (в количестве, рекомендованном производителем)
- Масляный фильтр
- Ключ для снятия пробки сливного отверстия
- Ветошь
Порядок замены масла:
- Прогреть двигатель до рабочей температуры и заглушить.
- Подставить емкость для слива отработанного масла под сливное отверстие.
- Открутить пробку и слить масло.
- Заменить масляный фильтр.
- Закрутить пробку, залить новое масло.
- Запустить двигатель, проверить уровень масла.
Заодно стоит проверить и при необходимости заменить воздушный и салонный фильтры. Обычно их меняют раз в 20-40 тыс. км.
Проверка уровня технических жидкостей
Важно регулярно контролировать уровень и состояние различных технических жидкостей:
- Охлаждающей жидкости (антифриза)
- Тормозной жидкости
- Жидкости гидроусилителя руля
- Жидкости стеклоомывателя
Уровень проверяется по меткам на соответствующих бачках. Антифриз обычно доливают по мере необходимости, а тормозную жидкость и жидкость ГУР меняют раз в 2-3 года. Жидкость стеклоомывателя доливают по мере расходования.
Осмотр ремней и шлангов
Следует периодически осматривать состояние ремней и шлангов под капотом:
- Ремень привода вспомогательных агрегатов (генератора, гидроусилителя, кондиционера). Проверить его натяжение, отсутствие трещин и потертостей.
- Ремень ГРМ. Проверять визуально, менять строго по регламенту.
- Патрубки системы охлаждения и отопителя. Резиновые шланги не должны быть мягкими, растрескавшимися, вздувшимися.
При обнаружении проблем нужно сразу заменить ремень или шланг, не дожидаясь обрыва.
Осмотр тормозных колодок и дисков
Примерно каждые 10 тыс. км нужно снимать колеса и проверять состояние тормозных колодок и дисков:
- Проверить толщину фрикционных накладок. Если меньше 2-3 мм — пора менять.
- Осмотреть диски на наличие глубоких борозд, трещин, неравномерного износа.
При замене колодок обязательно обработать направляющие суппортов и подвижные части смазкой. Если диски имеют глубокие борозды или сильный износ, их тоже придется заменить.
Обслуживание аккумулятора
Аккумуляторная батарея требует регулярного ухода:
- Проверить степень заряда с помощью ареометра или мультиметра.
- Осмотреть клеммы, при необходимости зачистить от окислов и смазать.
- Проверить уровень электролита, долить дистиллированную воду.
- Проверить крепления АКБ, подтянуть при необходимости.
Если АКБ необслуживаемого типа, проводить манипуляции с электролитом не нужно. Но клеммы и крепления все равно нужно периодически проверять.
Замена свечей зажигания
Свечи зажигания обычно меняют каждые 20-30 тыс. км (для иномарок) или 10-15 тыс. км (для отечественных авто). Порядок замены:
- Снять высоковольтные провода или катушки зажигания.
- Выкрутить старые свечи свечным ключом.
- Вкрутить новые свечи, соблюдая момент затяжки.
- Установить высоковольтные провода или катушки на место.
Если есть сомнения в своих силах, лучше доверить эту процедуру специалистам. Переборщив с затяжкой, можно сорвать резьбу в головке блока.
Регулировка углов установки колес
Углы установки колес влияют на устойчивость и управляемость автомобиля. Проверять и регулировать сход-развал нужно в таких случаях:
- Каждые 20-30 тыс. км пробега.
- После ДТП или наезда на большую яму.
- При неравномерном износе шин.
- При уводе автомобиля в сторону во время движения.
Эту процедуру можно выполнить только на специальном стенде развал-схождения, поэтому придется обратиться на СТО.
Итоги
Подведем итоги, какие работы по ТО можно делать своими руками:
- Замена моторного масла и фильтров.
- Проверка уровня технических жидкостей.
- Осмотр ремней и шлангов.
- Осмотр тормозных колодок и дисков.
- Обслуживание аккумулятора.
- Замена свечей зажигания.
В то же время некоторые процедуры лучше доверить профессионалам:
- Регулировка углов установки колес.
- Замена ремня ГРМ.
- Ремонт системы кондиционирования.
- Диагностика и ремонт подвески, рулевого управления, топливной системы.
Проводя часть работ самостоятельно, вы сможете лучше понять устройство автомобиля и существенно сэкономить на обслуживании. Но всегда трезво оценивайте свои силы и в сложных случаях обращайтесь на СТО.