Изучаем легенды и мифы Новосибирска

Мы провели пару дней в Новосибирске в компании с кроссоверами Nissan и постарались осмотреть достопримечательности столицы Сибири

Источник: Авто Mail.Ru Опубликовано: 22 мая 2017 06:59   |   Категория: Статьи

Что посмотреть в Новосибирске? Именно этим вопросом я озадачил своего коллегу перед вылетом в третий по численности населения город России. Ответ, присланный по «смске», был весьма лаконичен: «В театр можно сходить, в музей напротив. А так особо нечего. Если на тачке, можно на Академгородок глянуть». Так сложилось, что столица Сибирского федерального округа незаслуженно обделена вниманием со стороны туристов. Новосибирск считается больше деловым и промышленным центром, нежели местом, куда ездят отдохнуть и что-нибудь посмотреть.

Разыскиванием достопримечательностей и изучением легенд Новосибирска мы занялись в компании с «ниссановскими» кроссоверами в рамках проекта «Городские легенды III: Испытание Сибирью». Вот уже который год Nissan реализует программу «городских легенд», в ходе которой «гастролирует» по городам России и СНГ. На этот раз выбор пал на линейку кроссоверов: один Terrano, по паре Qashqai и X-Trail и один Murano.

Итак, садимся в Nissan Murano и отправляемся колесить по улицам сибирской столицы. Бензиновый 3,5-литровый мотор V6 мощностью 249 сил в паре с вариатором обеспечивает хорошее ускорение с любой скорости под мягкий бархатистый рокот! Однако вдоволь насладиться динамикой не позволяет ни плотный поток, ни скоростные ограничения вместе с вездесущими камерами.

Первое, что поражает человека, приехавшего «с той стороны Урала», это обилие снега (даже когда на дворе календарная весна). Такую картинку, когда сугробы превышают человеческий рост и заваливают первые этажи домов, я привык видеть либо в высоко в горах, либо в регионах Крайнего Севера, но никак не в крупном городе-миллионнике, расположенном на той же широте, что и подмосковные Луховицы.

Коммунальные службы расчищают лишь основные улицы, а дворы даже центральной части «Новосиба» запросто послужат полигоном для оценки проходимости «паркетников».

Также в столь большом городе непривычно видеть дороги без разметки — такое встречается даже на улицах, где движение идет в два, а то и три ряда. Местные жители тоже подмечают, что она подозрительно быстро исчезает с асфальта, хотя ее каждый год обновляют. Ну и наконец еще одно явление, которое сразу бросается в глаза, — обилие праворульных японских автомобилей. Отсюда и дальше на восток количество машин на дорогах «с рулем в бардачке» лишь увеличивается с каждым километром.

Считается, что Новосибирск достаточно молодой город — ему только-только исполнится 125 лет. Однако на самом деле люди жили в этих местах с древних времен. В Октябрьском районе города на левом берегу реки Каменки возвышается так называемая Садовая горка. Также это место еще называют «Чертовым городищем». Археологические раскопки выявили стоянки человека, относящиеся еще к неолиту, бронзовому и железному векам. Более поздние находки XVI-XVII веков относятся к культуре телеутов и чатских татар. В этих местах находилось поселение и крепость, в которой укрывался сибирский хан Кучум. Потомки чатских татар продолжали жить на этом месте до конца XIX века, а само поселение носило тюркское название Мочигу. Однако суеверные жители Кривощековской слободы, жившие на левом берегу Оби, прозвали развалины крепости «Чертовым городищем».

Современная история связывает возникновение Новосибирска как поселения при Транссибирской железнодорожной магистрали. И именно в это время город начал активно застраиваться лишь в ХХ веке.

Мы еще успели увидеть самый старый жилой дом Новосибирска, построенный еще в 1896 году на Владимировском спуске. На вид он не очень примечательный, однако кладоискатели до сих пор ломами и лопатами терзают подвалы старого дома в поисках старины. Увы, сейчас этот раритет доживает свои последние месяцы, жителей давно выселили, и совсем скоро его снесут.

Гуляя по городу, ты все время перескакиваешь из одной эпохи в другую. И подобная эклектика не красит город, она не позволяет полностью погрузиться в атмосферу того или иного времени. Чтобы узнать побольше о дореволюционном Новониколаевске, а именно так до 1925 года назывался Новосибирск, лучше всего прогуляться по Тихому центру — району, огороженному центральной частью Красного проспекта и железной дорогой. Здесь еще сохранились чудесные особнячки, деревянные домики и тихие дворики того времени.

Но, наверное, большинству Новосибирск запомнится величественной сталинской архитектурой и зданиями эпохи конструктивизма, ведь в довоенное время город переживал расцвет этого направления. Постройки 1920-1930-х годов смело можно назвать визитной карточкой Новосибирска. Большую часть из них можно увидеть на Красном проспекте и других центральных улицах города.

С Театром оперы и балеты связана одна легенда. В 1943-1944 годах в Новосибирске проживал знаменитый предсказатель и иллюзионист Вольф Мессинг. Артист проводил сеансы по «чтению мыслей» как раз на сцене оперного театра. Официально театр еще не функционировал, так как его открытие, назначенное на 1 августа 1941 года, было сорвано войной. Однажды, отвечая на вопрос одного из посетителей о дате окончания войны, Мессинг дал неполную информацию, назвав только число — 8 мая. Через несколько дней, отвечая на аналогичный вопрос, предсказатель назвал год — 1945. Как гласит легенда, одному из посетителей удалось побывать на обоих выступлениях. Он, в свою очередь, сложил ответы и поведал друзьям заветную дату.

Другая легенда, связанная и с Мессингом, и с Новосибирском, отправляет нас на территорию первого аэропорта «Новосибирск-Северный», открытого еще в 1929 году. Во время войны артист на собственные деньги приобрел истребитель Як-7, построенный на Новосибирском авиазаводе имени Чкалова, и в 1944 году вручил его летчику-асу, Герою Советского Союза, старшему лейтенанту К. Ф. Ковалеву. На этом истребителе отважный летчик сбил четыре немецких самолета.

Раз уж мы заговорили о мастерах воздушного боя, то как тут не вспомнить про трижды Героя Советского Союза, маршала авиации, легендарного Александра Ивановича Покрышкина — уроженца Новосибирска! В городе его именем названы многие учебные заведения, улица и станция метро, но, пожалуй, два наиболее популярных знаковых места в городе, связанных с Александром Ивановичем, — это памятник, установленный на площади Карла Маркса, и, конечно же, Аллея маршала Покрышкина в самом центре города на Красном проспекте.

Ну а у нас происходит пересменка: кроссовер Murano мы меняем на более компактный Qashqai. Модель выпускается уже не первый год, однако совсем недавно «ниссановцы» вывели на рынок новую версию, которая называется City 360 и доступна только с двухлитровым бензиновым двигателем мощностью 144 л.с. и вариатором. В дополнение к существующей комплектации SE PLUS такая модификация получила серебряные накладки на бамперы, противоугонную систему с автозапуском, «парктроник» по кругу, полностью светодиодные фары. Стоит такая версия от 1 518 000 рублей в переднеприводном исполнении и от 1 608 000 в полноприводном.

На «Кашкае» мы отправляемся из Новосибирска в сторону города Бердска, который в советское время был известен своей электроникой и радиотехникой марки «Вега» и «Арктур». Сейчас город ничем особо не примечателен, хотя он куда старше Новосибирска. В 1716 году под руководством сибирского дворянина Ивана Буткеева был основан острог. Уже к середине XVIII века поселение насчитывало свыше полутора тысяч человек, а в 1782 году Бердск получил статус города. В одно время Бердск даже стал центром губернии.

В начале ХХ века вследствие строительства Транссиба Бердск стал активно развиваться. К 1915 году здесь был свой вокзал, телеграф и даже 4-километровая электрическая канатная дорога! Однако в 1959 году историческая часть Бердска оказалась затоплена образовавшимся Новосибирским водохранилищем, а сам город был заново выстроен в 8 километрах от прежнего местоположения.

Но если вы желаете чего-то более экзотического, то в Новосибирске можно заказать «гоп-экскурсию» по местам боевой славы бродяг и городской шпаны, либо отправиться сталкером по различным промзонам, благо их в Новосибирске предостаточно. Однако одно из наиболее колоритных мест находится на левом берегу Оби в районе Яренского затона — это небольшой судоремонтный завод и кладбище кораблей.

Другое популярное место среди новосибирских «экстремалов» — недостроенный хирургический корпус 25-й городской клинической больницы близ ПКиО «Сосновый бор». Здание начали строить в конце 1980-х, однако, в 1990-е строительство было полностью заморожено. В любое время дня и ночи здесь любят собираться роупджамперы, страйкболисты, «урбантрипперы», игроки в квесты и прочие любители заброшенных мест. В этом здании регулярно проводят тренировки сотрудники МЧС, местных ЧОПов и даже силовых подразделений МВД.

На самом деле, то, что мы поведали, — это всего лишь малая толика увиденного. Наверняка, местные жители смогут показать и рассказать больше, например, про самый длинный в мире метромост, Новосибирский планетарий, Академгородок, ботанический сад, зоопарк или Вознесенский кафедральный собор. А уж сколько легенд ходит про кварталы «самостроя» в Большой Нахаловке или Сухарке! Короче говоря, в Новосибирске есть что посмотреть и есть чему удивиться. Главное — это желание, а также наличие автомобиля, ведь многие объекты располагаются на значительном удалении друг от друга.

Когда поставят автомат и другие вопросы президенту Группы ГАЗ

Когда поставят автомат и другие вопросы президенту Группы ГАЗ

Когда на грузовиках марки ГАЗ появится коробка-автомат? Ждать ли возрождения «Волги»? И можно ли сделать машину только из российских деталей? На эти и другие вопросы ответил президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин