Дакар — Москва: как это было

Рассказываем, как редактор Авто Mail.Ru Петр Баканов и путешественник Райнер Цитлоу добрались на Volkswagen Amarok V6 из Дакара до Москвы за рекордно короткое время

Источник: Авто Mail.Ru Опубликовано: 16 мая 2017 09:00   |   Категория: Статьи

Наши в Африке

Найти что-либо, датированное ранее 2000-х, достаточно тяжело, если не брать в расчет автоспорт. Большинство марш-бросков в Африку, начиная с «нулевых», так или иначе, связаны или вдохновлены автопробегом Plymouth-Banjul Challenge, он же Ultimate Banger Challenge или Plymouth-Dakar Challenge. Это пробег в один конец: повидавшие жизнь машины со всей Европы отправляются в свой последний путь на продажу в Дакар (Сенегал), Банжул (Гамбия) или Бамако (Мали). Вырученные от продажи авторухляди деньги обычно идут на благотворительность, хотя некоторые не прочь таким образом окупить часть затрат на такое путешествие. Если же после пробега по Африке машина совсем развалилась и не может ехать своим ходом, ее обычно бросают на близлежащей свалке. Кто-то ездил в составе участников таких «ралли», а кто-то со временем организовывал свой собственный пробег и не ограничивался Гамбией как финишной точкой.

В 2004 году Алексей Щепетильников на старой «Ниве» ездил из Москвы до Банжула. В 2008 году Алексей Бабкин проехал из Тулы до Абиджана (Кот-д`Ивуар) на ВАЗ-2101. Мой коллега Алексей Меньшенин со второй половины «нулевых» четыре раза ездил из Москвы в Гамбию и продавал там подержанные «Нивы» в рамках экспедиций «SaharaChallenge» — в них участвовали и другие автожурналисты вроде Алексея Мочалова и Андрея Судьбина. В 2013 году до Гамбии доехала наша «Ока» под управлением Дмитрия Прядко. В конце 2016-го мой коллега Михаил Кульдяев с друзьями ездил из Москвы до Дакара на Renault Duster. По пути они купили Mercedes-Benz W124 в Германии. На нем компания проехала все западное побережье Африки до Ганы, где «Мерс» был продан за 1500 евро в Аккре, а друзья Михаила, кстати, до сих пор колесят на «Дастере» по африканским странам. Наконец, в январе этого года четверо томичей на ВАЗ-2106 доехали из Санкт-Петербурга до Банжула. Из числа официальных автопробегов можно отметить «Русский прорыв» в 2007 году, когда несколько «Нив», «Шнив» и «УАЗов» добрались до Камеруна. Как видите, Дакар достаточно популярен среди автотуристов, однако до нас никто его не пробовал преодолеть на гражданском автомобиле за максимально короткое время.

Если хочешь быть здоров — прививайся!

Наша поездка в Западную Африку началась... с медицинского кабинета! Необходимо было сделать прививку от желтой лихорадки и получить международное свидетельство о вакцинации — этот документ обязательно потребуют в посольстве Сенегала и могут попросить предъявить на границе. К слову, прививку эту делают не во всех регионах России и даже в Москве существуют всего три медучреждения, где проводят подобную вакцинацию.

Также рекомендую сделать прививки от брюшного тифа и столбняка, а по прибытию в африканскую страну купить экспресс-тест на малярию вместе с лекарством от нее (коартем, лариам, маларон). В остальном в плане оформления документов никаких проблем: с Марокко у нас безвизовый режим, визу в Мавританию ставят прямо на границе за 55 евро и лишь в Сенегал визу нужно делать заранее, зато она совершенно бесплатная. Поскольку наш «Амарок» был новым, то с прохождением границ тоже не было никаких проблем — в каждой стране оформлялась страховка и документ о временном ввозе.

Старт

7 апреля в Москве мы провели небольшую презентацию о нашем пробеге и устроили фотосессию на Васильевском спуске. Вот тут я бы хотел высказать слова благодарности... патрульному экипажу ДПС, дежурившему возле Храма Василия Блаженного и позволившему нам снять кадры с видом на Кремль, ведь у нас не было никаких предварительных договоренностей. Те, кто хоть раз пытался «без бумажки» провести профессиональную съемку возле столичного «детинца», знают, что обычно это заканчивается появлением «чекистов» и полиции, которые в лучшем случае попросят покинуть территорию. Ранним хмурым утром 8 апреля мы уже стартовали в сторону Латвии. Трассу М9 я люблю за хорошее качество асфальта, редкий трафик и отсутствие большого количества населенных пунктов.

Погоня как в «Джеймсе Бонде»

Не успели мы доехать еще до Ржева, как Райнер, увидев рядом с дорогой спортивные самолеты, взлетавшие с аэродрома «Орловка», резко свернул в его сторону и заехал на летное поле. Работники аэродрома опешили от такой наглости. Но Райнер, не теряя не секунды, выходит из машины и говорит: «Мне нужен самолет на 10-15 минут — посадим в него оператора, взлетим и сделаем несколько кадров “Амарока” с воздуха как в погонях “Джеймса Бонда”. Отблагодарю, не обижу». И тут все включаются в дело.

Райнер хотел, чтобы самолет летел на минимальной высоте и скорости вслед за «Амароком», а оператор Саша взял такой ракурс, чтобы в кадр попала часть самолета для большей реалистичности. Пилот сказал, что 100 км/ч он вполне сможет поддерживать, паря над шоссе. Пока сверхлегкий Aeroprakt-22LS готовили ко взлету, мы отправились на исходную оговоренную точку на Рижском шоссе и стали ждать. Как только самолет наберет высоту и начнет делать разворот, мы его увидим, разгонимся, и уже вместе с ним будем двигаться параллельным курсом. Но как только самолет завершил разворот, и мы попытались его догнать, благо мотор V6 это позволял, скорость летательного аппарата была далеко не «сотня», а гораздо выше. Пилот решил пошутить? Нет, виной всему оказался попутный ветер, поэтому вместо нескольких кадров мы смогли сделать всего лишь один удачный — и вы его увидите в нашем ролике.

Он будет долго гнать велосипед...

Очередная незапланированная остановка у нас состоялась после Ржева. Завидев велосипедиста, крутившего педали нам навстречу, Райнер развернул машину и поехал догонять «байкера». Велосипедистом оказался Алексей Самбуров из Москвы, который в этом году 1 апреля отправился в уникальный велопробег длиной свыше 15000 км из Калининграда во Владивосток через Литву, Латвию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан! Он собирается на велосипеде проехать высокогорный Памирский тракт! Там на машинах люди себя не очень чувствуют, а он своими мускулами и «дыхалкой» все это должен преодолеть. Своим велопробегом Алексей собирает средства для фонда «Подари жизнь», который занимается детьми с онкогематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Следить за его перемещениями можно в соцсетях ВКонтакте, Facebook или Instagram. Пожелаем Алексею удачи!

Придорожная таксидермия

Третья остановка была у нас возле Нелидово, где Райнер приметил придорожные развалы с чучелами, рогами и шкурами различных животных. Тут тебе волки, хорьки, бобры, лоси и даже медведи. Самая настоящая «дичь» для иностранцев. «Все натуральное, выловлено в местных лесах, — хвастается продавщица, почуявшая запах денег, — тебе, немцу, уступлю в цене, мясо лося еще возьми». Райнер отшучивается, что его с таким «добром» в Европе за решетку упекут, как браконьера. Мне было неловко и стыдно за весь этот «цирк» — самое настоящее варварство и изуверство, выставленное напоказ, да еще и явно нелегальное.

Вот с такими мыслями мы и подъехали к латвийской границе. О том, что было у нас в Европе, я расскажу в следующем материале, а пока предлагаю посмотреть видеоролик об этой части поездки.